Специализация производства изыскательских, проектных и строительных организаций предусматривает в рамках единого процесса их взаимосвязь и взаимообусловленность. Следует найти и установить по каждому проектируемому и создаваемому объекту формы взаимоотношений между изыскателями, проектировщиками и строителями. Изыскатели участвуют в выборе строительной площадки, поэтому в их обязанность входит ориентировать проектировщиков на наилучшие проектные решения, учитывающие природные условия, исключающие возможность использования для строительства ценных сельскохозяйственных и лесных угодий без достаточных на то оснований. Это способствует повышению эффективности капитальных вложений в строительстве, эксплуатации объекта в будущем, а также соблюдению основ земельного и водного законодательства, законов об охране природы и недр.
Общей особенностью организации инженерно-геодезических изысканий линейных и площадных сооружений является то, что они проводятся исключительно в полевых условиях.
Особенности организации инженерно-геодезических работ при линейных изысканиях. Линейные инженерно-геодезические изыскания имеют в отличие от других видов геодезических работ следующие организационные особенности:
Инженерно-геодезические изыскания можно выполнять только при наличии разрешения органов по делам строительства
Изыскания линейных сооружений выполняют, как правило, специализированные партии трестов инженерно-строительных изысканий и изыскательских отделов проектно-изыскательских организаций. Всю трассу разделяют на участки. Каждой бригаде выделяют свой участок. Размеры участка рассчитывают, исходя из продолжительности полевого сезона или директивного срока окончания изысканий. Небольшие трассы, может обслуживать одна специальная бригада.
При изысканиях трасс и площадок под строительство проводится комплекс различных согласований. Эти согласования проводят проектная и изыскательская организация или апа-мчпчпые подразделения проектно-изыскательского института. Функции их в этой области разграничены. Проектировщики обязаны проводить согласование с соответствующими ведомствами, землепользователями, службой архитектуры и другими организациями но вопросам отвода земель под будущее строительство, планирования и застройки выделяемой строительной площадки, подключения проектируемого объекта к существующим сетям различных коммуникаций. Практика возложения функций подобных согласований на неквалифицированных в данных вопросах изыскателей не обеспечивает своевременность и качественность проектных решений и отвлекает изыскателей от выполнения их основных обязанностей. Однако СНиП II-9—78 предусмотрена возможность некоторых видов таких согласований изыскательскими организациями на основании специальных договоров с проектными организациями.
Изыскатели, как правило, должны проводить согласования, связанные только непосредственно с инженерными изысканиями. Поскольку трасса линейного сооружения может проходить по землям различных колхозов, совхозов, городов, поселков, пересекать автомобильные и железные дороги, каналы, ЛЭП и другие коммуникации, в процессе полевого трассирования руководитель изыскательской бригады должен проводить согласования с местными Советами народных депутатов и соответствующими организациями.
С целью обеспечения выполнения правил техники безопасности изыскатели должны согласовать с соответствующими местными организациями вопросы проведения инженерно-геодезических работ в полосе отчуждения железных дорог, вблизи линий электропередач, в акватории морского порта и т. д. Проведение этих согласований накладывает отпечаток на организацию работ в полевом подразделении. Они могут занимать много времени у руководителя, связаны с его частыми отъездами. На период своего отсутствия руководитель должен предусматривать выполнение соответствующего объема полевых геодезических работ остальными членами полевого подразделения.
При линейных изысканиях, особенно при выносе трассы в натуру, очень важно также согласование с соответствующими организациями вопросов примыкания, пересечения, проезда по угодьям, возможных потрав посевов, бахчей, садов и т. д. Объем потрав должен быть минимальным. Еще при подготовке к изыскательским работам на стадии разработки программы и проекта должны быть предусмотрены меры предупредительного характера, исключающие возможность необоснованных потрав сельскохозяйственных угодий, вырубку леса, возникновение пожаров, гибели животных и птиц и т. д. В результате согласования указанных вопросов целесообразно составлять соответствующие акты, содержание которых обязательно доводят до сведения работников охраны участков землепользований.
Линейные инженерно-геодезические изыскания отличаются большой трудоемкостью, организационной сложностью и бытовыми неудобствами. Они требуют от исполнителей определенного мужества и выносливости.
Изыскательским работам на линейных сооружениях свойственна высокая мобильность. В отдельные дни бригада проходит по несколько километров трассы. В то же время автотранспорт используется недостаточно. Одна автомашина, как правило, может обслужить только одну бригаду, так как смежные бригады могут быть расположены друг от друга на многие сотни километров.
Исполнители преимущественно живут в палатках, питание организуют самостоятельно. Расположение палаточного лагеря приходится часто менять по мере продвижения по трассе.
Зимой линейные изыскания, особенно протяженных трасс, стараются не проводить.
Особенности организации инженерно-геодезических работ при изысканиях площадок под инженерные сооружения. Площадные инженерно-геодезические изыскания имеют целый ряд особенностей в организации работ:
Инженерно-геодезические изыскания на территориях городов выполняют тресты инженерно-строительных изысканий Госстроя и специализированные организации и службы при управлении главного архитектора города. Инженерно-геодезические изыскания других площадных сооружений выполняют проектно-изыскательские организации и тресты инженерных изысканий.
При изысканиях крупных площадных сооружений на месте работ организуют стационарные экспедиции на 1—2 года и более. Каждая такая экспедиция может обслуживать по два объекта и более. Одна стационарная экспедиция Гидропроекта может обслуживать два гидроузла и более, расположенных, например, на горных реках на расстоянии 10—15 км друг от друга. Иногда одна экспедиция может обслуживать и два далеко расположенных друг от друга объекта.
При изысканиях площадных сооружений экспедиции создают, как правило, комплексные специализированные партии (геодезические, геологические, гидрогеологические и др.). В геодезической партии бригады формируют по территориальному пли производственному (по видам работ) принципу. В первом варианте бригада выполняет весь комплекс работ на данном участке (планово-высотное и съемочное обоснование, съемки, трассирование). Состав бригады выбирается оптимальный для всего комплекса работ, так как для каждого вида нормами предусмотрен разный состав бригад. Например, при измерении углов в полигонометрии 4 класса предусмотрена бригада из 5, при измерении линий светодальномером — из 7, при мензульной или тахеометрической съемке — из 4 человек. Иногда при смене видов работ бригада может пополняться исполнителями, а не наоборот. Во втором варианте бригада выполняет один вид работ па всем объекте, например, съемка и трассирование. Выбор варианта зависит от объемов работ, площади объекта, количества исполнителей.